Итак, чтобы корректно настроить QoS (Quality of Service), нам необходимо предварительно произвести небольшие расчеты. Предположим, в нашем офисе находятся 30 телефонных аппаратов, работающих по протоколу SIP под управление IP – АТС Asterisk. Мы предполагаем, что для одного телефонного разговора нужно 100 кбит полосы (с оверхедами). Тем самым, для 30 аппаратов нам потребуется полоса в 3 мбит (up/down). Все наша VoIP – инфраструктура живет в отдельном VLAN`e с подсетью 192.168.3.0/24. Приступаем к настройке.

Всегда рекомендует выносить VoIP инфраструктуру (PBX, телефоны, шлюзы) в отдельную подсеть. Это позволит проще сегментировать трафик обычной сети передачи данных и чувствительный к задержкам VoIP.


Настройка на Mikrotik | Маркировка пакетов

Настройки будем производить через утилиту управления Winbox. Открываем вкладку IPFirewall и выбираем вкладку Mangle. Нажимаем на синий значок «+»:

Маркировка VoIP соединения MikrotikОтлично. Далее мы создаем маркировку для соединения, приходящих из подсети 192.168.3.0/24 и отправленных внутрь этой подсети. Начнем с первой задачи. Указываем:

  • Chain — выбираем здесь prerouting;
  • Src. Address — указываем нашу подсеть;

Тэги для трафик из подсети телефонов Asterisk на Mikrotik

Если ваши телефоны и IP – АТС Asterisk «живут» в той же подсети, что и рабочие станции (ПК), то укажите в качестве источника и назначения в маркировках IP – адрес Asterisk

Прыгаем на вкладку Action и указываем следующие параметры:

  • Action — мы делаем маркировку, поэтому выбираем mark connection;
  • New Connection Mark — маркируем как VoIP;
  • Passthrough — отмечаем галочкой;

Маркировка соединения в MikrotikСохраняем изменения и нажимаем «ОК». Теперь нам необходимо сделать тоже самое, только на первом этапе, подсеть 192.168.3.0/24 мы укажем не в параметре Src. Address, а в Dst. Address. Все прочие опции делаем идентично проделанным шагам. В итоге у вас должно получиться вот так:

Mangle в MikrotikИ добавляем финальный штрих к нашей конструкции – промаркируем пакеты, которые попадают под ранее созданные правила маркировки коннекций (соединений). Нажимаем на «+» и во вкладке General:

  • Chain — указываем prerouting;
  • Connection Mark — выбираем VoIP;

Mangle prerouting в MikrotikА во вкладке Action:

  • Action — делаем mark packet;
  • New Packet Mark — выбираем VoIP;
  • Passthrough снимаем галочку с чекбокса;

Нажимаем «ОК» и сохраняем. Итого у нас получается:

Приоритизация VoIP трафика в Mikrotik


Приоритеты и выделение полосы пропускания

На текущем этапе мы достаточно точно можем отделить VoIP – трафик от любого другого. Поэтому, создадим очередь обслуживания. Для этого, переходим в раздел Queues и нажимаем «+»:

Создание очереди в MikrotikРаботаем со следующими параметрами:

    • Name — даем имя очереди — VoIP queue;
    • Target — укажите 0.0.0.0/0. Мы парсим данные на Mikrotik по маркированным пакета;
    • Max Limitснимаем галочку с чекбокса;
      • Target Upload — 3M, как и говорили в начале статье;
      • Target Download — 3M, как и говорили в начале статье :);

Лимит для полосы пропускания в MikrotikДвигаем во вкладку Advanced:

  • Marks — выбираем из выпадающего списка VoIP;
  • Priority — выбираем для UP/DOWN 1 приоритет;

Первый приоритет для трафика в MikrotikТеперь необходимо сделать очередь для остального трафика:

  • Name — даем имя очереди — Other traffic;
  • Target — указываем сеть, в которой живут наши рабочие станции (ПК) — в нашем случае 192.168.2.0/24;
  • Max Limit
    • Target Upload — 30M в нашем случае;
    • Target Download — 30M;

Трафик сети передачи QoS MikrotikПрыгаем на вкладку Advanced:

  • Marks — выбираем no-mark, так как нас интересуют пакеты без маркировки;
  • Priority — выбираем 8 приоритет;

Трафик сети передачи QoS Mikrotik


Тестирование

Проверяем. В очереди, переходим во вкладку Traffic в настройках VoIP очереди, делаем звонок и видим его график:

Приоритет для обычного Mikrotik